То, что люблю!

Тренинги и мастер-классы

Previous Entry Share Next Entry
«Социальная сеть»: от съемки до постпродакшна
tanya_maleva
Сюжетная линия картины «Социальная сеть» (The Social Network) повествует о прошлом директора проекта Facebook Марка Цукерберга. В истории показанной на экране зритель видит, как совместное начинание друзей в колледже вскоре привело к раздору и судебной тяжбе, когда на кону оказались миллиарды долларов. Этот фильм представляет собой детальное изучение культуры 21-го столетия, в особенности, страх общества, уходящего из реальности в виртуальный мир. Учитывая то, что почти каждый двенадцатый человек в мире зарегистрирован в Facebook, картина вызвала сильный резонанс и интерес общественности.

Мировая премьера фильма состоялась в сентябре 2010 года. На прошедшей в январе 68-й церемонии «Золотой глобус» «Социальная сеть» признана наилучшей драмой 2010 года.

Режиссер Дэвид Финчер (David Fincher) и оператор Джефф Кроненвет (Jeff Cronenweth) раскрывают секреты создания картины. Ведь, кроме отличного сценария, режиссерской и операторской работы фильм представляет собой один из лучших примеров безленточного кинопроизводства.

Для съемок картины Финчер обратился к оператору Джеффу Кроненвету, известному по работам «Долой любовь» (Down with Love) и «K-19» (K-19: The Widowmaker). В 1999 году у Финчера и Кроненвета уже был опыт совместной работы над эпохальным фильмом «Бойцовский клуб» (Fight Club). В прошлом году их пути вновь пересеклись на съемках рекламного ролика iPhone, где они обсудили перспективу дальнейшего сотрудничества над художественным фильмом.

В картине показаны эпизоды из студенческого прошлого персонажей и сцены из их допросов. Обращаясь к прошлому, зритель понимает, что произошло на самом деле, и почему так сложилась ситуация. По сути, это судебная драма без судебных разбирательств. «Это искусная игра слов, - говорит Кроненвет, - Поединок стратегий. Мы должны были найти лучший способ снять эту историю».

Mysterium-XM

В производстве фильма использовали систему RED ONE с новой матрицей Mysterium-X. Кроненвет уже использовал камеру RED ONE для съемок рекламных вставок и роликов. Но для работы над фильмом он впервые взял новую матрицу Mysterium-X с разрешением 4096 x 2048 пикселей, форматом кадра 2.40:1 при съемках в 4K (при 2:1).

«Мы уже снимали рекламные ролики и музыкальные клипы, используя систему RED, но нам не приходилось настраивать параметры спектра. А с Дэвидом Финчером мы обратились к справочным таблицам для каждого съемочного окружения, чтобы убедиться, что мы сняли RAW материал так как следует. Мы обошлись без помощи специалиста по вопросам цифровой обработки изображений. Кадры, снятые с помощью матрицы превзошли наши ожидания».

Кроненвет настроил Mysterium-X на чувствительность ASA 500, так как это лучше всего подходило для съемки. Но он также упомянул, что в случае необходимости, ее можно было изменить на ASA 800. Это подтверждает заявление компании о том, что матрица Mysterium-X имеет самый низкий уровень шумов на отметке ASA 500. В то же время, предыдущий Mysterium имел самые эффективные показатели при отметке ASA 250, хотя размер пикселя обеих моделей матриц одинаков.

Подготовка к 70-дневным съемкам длилась 6 недель. За это время Финчер и Кроненвет разработали план воплощения сценария. «Комбинация следующих элементов также послужила тому, что называется окончательным видом картины, - заметил Кроненвет, - Это и малая глубина резкости, полученная благодаря объективам ARRI Master Primes, и фильтры Pancro IR+ND, которые мы использовали при съемке экстерьеров, и пара просмотровых мониторов Panasonic BT-LH 1760 HD. Иногда чувствительность матрицы усложняла работу помощникам оператора, но в результате, получился отличный фильм, совсем не похожий на HD».

Кроненвет считает, что общежития выглядят, как современные компьютерные лаборатории. Они отлично сочетаются с деревянным убранством университета. «Интерьеры университета придают классический штрих изображению, - говорит он, - Каждое решение, принятое нами, относительно вида и освещения, основывалось на окружении с логической мотивацией источников света. Поэтому мы достигли богатого и контрастного изображения».

Студии Red в Голливуде

Работа над фильмом «Социальная сеть» была завершена специалистами компании LightIron Digital в студиях RED STUDIOS HOLLYWOOD. Там отснятый материал был просмотрен и смонтирован. Пропустив его через систему цветокоррекции Quantel Pablo 4K, с помощью проектора Sony SRX-T420 4K, видео было восстановлено после действия фильтра Bayer. Этот фильтр, как правило, установлен на камерах RED. Он дает изображение с количеством зеленых пикселей в двое больше, чем голубых или красных. Процесс восстановления видео называют debayer. Затем видео просматривают с помощью проектора, прежде чем оно будет доставлено в кинотеатры.

Руководитель этапа постпродакшн Кэри Смит приступила к работе над «Социальной сетью» за несколько недель до выхода фильма. «Это мой первый цифровой фильм и я впечатлена созданным эффектом» - отмечает Смит. Финчер и Смит работали с видеофайлами формата DPX (Digital Picture Exchange), а этот формат с недавнего времени является предпочтительным для постпродакшна. DPX файлы хранят информацию о цвете, его пространстве и глубине, к тому же в них отсутствуют «фиксированные» черно-белые уровни. Это помогло Финчеру еще больше улучшить результат.

«Мистеру Финчеру очень важно придерживаться определенного IRE уровня черных и белых цветов, - заметила Смит, - Мы держали насыщенность цветов под контролем, чтобы черный оставался черным, без красных или розовых вкраплений. Для меня это было особо интересно, так как я работала над цифровыми видеоэффектами в фильме «Бойцовский клуб». Сперва у меня было ощущение, что видео «Клуба» перекликается с «Социальной сетью». Но все же в последнем преобладают желтые тона».

Перед тем, как закончить обработку видеоматериала, режиссер применил монтажное программное обеспечение MediaWorks (компании Reliance MediaWorks). Он улучшал качество мелких видеодеталей в форматах 2K и 4K. На данный момент этот прием не слишком распространен, так как в погоне за высоким разрешением он может привести к появлению дефектов.

Финчер использует программное обеспечение этой компании, потому что он тщательно анализирует каждый кадр, чтобы обнаружить слегка отличающиеся детали отдельных кадров. Когда лучшие части каждого изображения определены, деталь может быть улучшена. «Финчер любит применять этот прием, потому, что когда вы снимаете на цифровую камеру, вы, по сути, смягчаете общий вид, - объясняет Смит, - а применение данного ПО помогает добавить четкости изображению».

Некоторые специалисты обращают внимание на цифровой феномен всех матриц, включая RED ONE Mysterium-X. Они могут производить так называемый эффект «круга рассеивания», когда фокус перескакивает с одного ряда пикселей на другой и происходит так называемое «сотрясение фокуса». В студии этот эффект не был замечен, кроме одного незначительного инцидента. «Мы проводили цветокоррекцию сцены, когда два персонажа сидели рядом за столом, - вспоминает Смит, - и трудно было определить, где сфокусировалась камера. То, что фокус немного сместился, мы заметили только в той единственной сцене. Еще одно замечание в адрес камеры RED, это когда в съемках одного экстерьера дома и бассейна, она «выбросила» небо. Нам пришлось применить визуальные эффекты, чтобы вернуть его. За исключением этих моментов, всё выглядело великолепно. Темноватый циан (голубой цвет) с оттенком желтого создал прекрасное изображение». Смит считает, что матрица Mysterium-X предоставляет достаточно пространства фантазии на этапе постпродакшн. «Матрица дала нам свободу действий, - говорит она, - Честно говоря, я очень довольна этой камерой, тем более, что это был мой первый цифровой фильм».

Программное обеспечение для монтажа и создания визуальных эффектов After Effects CS5 также применялось в работе над фильмом. Особенно оно пригодилось для создания полиэкрана. «Если мистер Финчер хотел сравнить игру актера с разных дублей, - объясняет Смит, - он делил экран и смотрел два отдельных дубля актера одновременно».

Пленка или цифра

После съемок «Социальной сети», Кроненверт отмечает, что ему одинаково нравится как пленка, так и цифра. Он вспоминает, как оператор Дариус Хонджи выжал все возможное из пленки на съемках фильма «Семь» Дэвида Финчера в 1995 году. Он использовал экстенсивное усиление яркости и специальное освещение, чтобы создать необходимый эффект видео. «Мне нравиться то, что делает Дариус, - говорит Кроненвет, - он отличный специалист, и сейчас, с возникновением цифровых технологий, я склоняюсь к ним так же, как и к пленке. Не поймите меня неправильно, но мне хотелось бы использовать пленку так долго, как только смогу. Мне нравиться мысль, что каждый сценарий требует определенного воплощения. Например, некоторые истории нужно снимать на пленку, другие – на цифровую видеокамеру. Пленка все еще обладает магическими свойствами и непредсказуемостью. Но мне нравится снимать на HD и спать, зная, что мне не нужно звонить в лабораторию в 5 утра. Это замечательно. Но с другой стороны, HD настолько прост, что вы можете остановиться на достигнутом».

Кроненвет отметил, что Финчер, как режиссер, применяет те же самые методы работы как в случае с пленкой, так и в случае цифрового видео. «Ему нравится упрощать процесс работы. С этой точки зрения цифровые технологии имеют свои преимущества, - говорит Кроненвет, - но в любом случае, Финчер за то, чтобы сократить съемочную команду. Он создает домашнюю атмосферу, а это видно на экране».

«Финчер – это человек, который знает, чего он хочет, - дополняет Смит, - Он отлично умеет воплощать свои идеи и объединять команду вокруг них. Его фильм уже произвел фурор. Это очень глубокая картина».

После «Социальной сети» Финчер собирается начать работу над ремейком фильма «Девушка с татуировкой дракона» (The Girl with the Dragon Tattoo), популярного американского фильма, основанного на новелле-бестселлере. Ожидается, что Финчер будет использовать камеру RED 5K EPIC-X, как и его коллега Стивен Содерберг. Он использовал 5K EPIC-X осенью 2010 для съемок триллера «Зараза» (Contagion).

Источник: http://www.broadcast.telekritika.ua/

?

Log in

No account? Create an account